1. Общие сведения
1.1 Название общеобразовательного учреждения - «Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10».
1.2 В первый класс принимаются дети 7-го или 8-го года жизни по усмотрению родителей. Обязательным условием приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября текущего года возраста 6 лет 6 месяцев.
1.3 Общий контингент обучающихся 942 человека, число классов - 37 на 10.09.2009г.
Ступени обучения |
Количество классов |
Число обучающихся |
1. Начальная школа(1- классы) всего
1-е классы
2-е классы
3-е классы
4-е классы |
19
6
4
5
4 |
480
156(1а-26чел.,1б-26чел.,1в-26чел.,1г-25чел., 1д-27чел., 1е-26чел.)
100(2а-25чел.,2б-25чел.,2в-25чел.,2г-25чел.)
128(3а-25чел.,3б-25чел.,3в-25чел.,3г-27чел., 2д-26чел.)
103(4а-23чел., 4б-24чел.,4в-24чел.,4г-25чел.) |
2.Основная школа(5-9 классы)
5-е классы
6-е классы
7-е классы
8-е классы
9-е классы |
17
4
4
3
3
3 |
435
97 (5а-24чел., 5б-24чел.,5в-25чел.,5г-24чел.)
105(6а-28чел., 6б-27чел.,6в-25чел.,6г-25чел.)
84 (7а-29чел., 7б-29чел., 7в-26чел.)
70 (8а-21чел., 8б-26чел., 8в-23чел.)
79 (9а-26чел., 9б-28чел., 9в-26чел.) |
3.Средняя школа
10-е классы
11-е классы |
1
-
1 |
27
-
27чел. |
Итого |
37 |
942 |
1.4. Школа осуществляет общеобразовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ 3-х ступеней:
1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года)
2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет)
3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года)
1.5. Школа работает по графику шестидневной рабочей недели с одним выходным днем, в две смены:
1 смена – 8.00- 13.00(1а,б,в,г,д,е, 3а,г, 4в,г 5а,б,в,г, 6б,в, 7в, 9а,б,в, 11)
2 смена – 14.00-19.00(2а,б,в,г, 3б,в,д, 4а,б 6а,г, 7а,б, 8а,б,в)
- продолжительность академического часа составляет 40 минут;
- продолжительность академического часа в 1 полугодии в 1–х классах составляет 35 минут;
- расписание занятий предусматривает перерывы достаточной продолжительности для питания обучающихся: 1 перемена – 10 минут
2 перемена – 20 минут
3 перемена – 20 минут
4 перемена – 10 минут
5 перемена – 10 минут
- спортивные секции, индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы и внеклассные мероприятия проводятся в течение недели во вторую смену и в субботу по графику (приложение № 1).
Дополнительное образование осуществляется на основе личностно-ориентированной направленности деятельности, удовлетворения интересов и потребностей учащихся.
1.6. Форма образования – очная.
В школе обучающимся предоставляется возможность использовать формы домашнего обучения по индивидуальному учебному плану при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья.
1.7. В школе реализуются следующие образовательные программы:
· начального общего образования - «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова) (1«Б», 1«Г», 2«Б», 2«Г», 3«Б», 3«В» классы);
- «Система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова» (1«Д» класс);
- «Школа 2100» (под редакцией Р.Н. Бунеева) (1«В», 3«Г», 4«А», 4«В», 4«Г»
классы);
- «Гармония» (под редакцией Н.Б. Истоминой) (1«А», 1«Е», 2«А», 3«А», 3«Д»,
4 «Б» классы);
- «Перспектива» (под редакцией Л.Ф. Климанова) (2 «В» класс).
· основного общего образования, отвечающие требованиям базового уровня общеобразовательной подготовки учащихся, и реализующие идею предпрофильного обучения.
· среднего (полного) общего образования, обеспечивающие компетентность учащихся, реализующие задачи профильного обучения в соответствии с требованиями образовательного стандарта, способствующие профессиональному и гражданскому самоопределению выпускников.
1.8 Установлена обязательная нагрузка учащихся. Максимальная нагрузка на учащихся соответствует требованиям областного базисного учебного плана.
Максимальная нагрузка на класс
:
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
11 |
Максимальная нагрузка |
20 |
25 |
25 |
25 |
31 |
32 |
34 |
35 |
35 |
36 |
2.Характеристика контингента.
2.1. Из 156 учащихся 1-х классов не посещали ДОУ 9 человек, посещали – 147 человек.
Прошли курсы подготовки «Школы будущего первоклассника» 62 ребёнка, что составило 40 % от общего числа поступивших в 1 класс детей.
Диагностика школьной зрелости и эмоционально-волевой готовности к школе, проведённая в первые дни обучения, показала, что большинство первоклассников имеет средний и выше среднего уровень подготовленности к школьному обучению.
2.2. Анализ успеваемости учащихся в 2008 – 2009 учебном году показал, что из 320 учащихся 2 - 4 классов закончили учебный год:
· на «отлично» - 26 человек, это 8,1%(в 2007 - 2008 учебном году – 37 человек, 13,3%);
· на «4 и 5» - 194 человека, это 60,6 % (в 2007 - 2008 учебном году – 151 человек, 54,3 %); всего на «5» и «4 и 5» - 220 человек, это 68,8 % (в 2007 - 2008 учебном году было 188 человек, 67,6 %).
Количество отличников в 2008 - 2009 учебном году снизилось на 5,2 %. Уровень качественной успеваемости вырос на 1,2 % по сравнению с 2007 – 2008 учебным годом. Абсолютная успеваемость составила 100 % (в 2007 - 2008 учебном году – 99,6 %).
2.3. Численность учащихся основной школы составила 435 человек. 4 человека окончили учебный год на «отлично», что по сравнению с прошлым годом на 0,2% больше. На «4» и «5» учебный год окончили: 52% учащихся 6-х классов, 44% учащихся 7-х классов, 22% учащихся 8-х классов и 24% учащихся 9-х классов. Количество учащихся окончивших на «4» и «5» увеличилось на 8%. Высокая качественная успеваемость отмечается в классах развивающего обучения: 6 «В» классе - 92%, 7 «В» класс – 88%.
Повышение качественной успеваемости по сравнению с прошлым учебным годом на 6% наблюдается у учащихся 8 «А» класса; на 1% - у учащихся 9 «А» и 9 «Б» класса. По результатам качественной успеваемости следует выделить предметы, показатели которых не превышают 30% в 6-х классах - по русскому языку, в 7-х – по математике, в 8-х – по алгебре, геометрии, в 9-х – по алгебре, геометрии.
2.4. Результаты опроса родителей обучающихся в основной общей школе свидетельствует о предпочтении следующих направлений образовательных потребностей:
№ п/п |
Наименование образовательной области (направления) |
% от количества опрошенных родителей |
% возможного удовлетворения |
Причины неудовлетворенности образовательных потребностей |
1. |
Математика: математика
информатика |
53
21 |
100%
100% |
|
2. |
Филология:
иностранный язык
русский язык |
17
31 |
100%
100% |
|
3. |
Естествознание:
физика
химия
биология |
31
26
25 |
100%
100%
100% |
|
4. |
Обществознание:
история |
7 |
100% |
|
5. |
Физическ. культура:
ритмика
хореография |
31
41 |
40%
50% |
Отсутствие кадров
Отсутствие кадров |
92% учащихся имеют устойчивый познавательный интерес, желание учиться в школе. Наиболее успешно окончили предыдущий учебный год учащиеся, посещавшие индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы по математике, химии, информатике, биологии, русскому языку.
2.5. Школа реализует выявленные потребности через индивидуальные, групповые занятия, элективные курсы. Индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы способствуют стабильной ориентации выпускников школы и успешному поступлению в вузы: биология и химия - УГАВМ (8 человек), Челябинская Медицинская академия (1 человек), информатика - ТАТК (16 человек), физика, математика и обществознание – ЧелГУ (20 человек), ЮУрГУ(11человек), Ейское ВВАКИУ(1 человек) и т.д.
2.6. Из 688 учащихся школы 584 (84%) имеют основную медицинскую группу для занятий физической культурой и спортом. Из общего числа детей:
121 чел. (18 %) – I группа
529 чел. (77 %) – II группа
33 чел. (5 %) – III группа
Из хронических заболеваний преобладают:
- сердечно-сосудистые заболевания – 35 чел. – 5%
- желудочно-кишечные заболевания - 40 чел. – 6%
- инфекция мочеполовой системы - 15 чел. – 2%
- лор. патология - 35 чел. – 5%
- заболевания нервной системы – 2 чел. – 0,2%
- заболевания дыхательных путей – 20 чел. – 3%
3. Цели и задачи учебно - воспитательного процесса
Цель:
- обеспечение высокого уровня качества образования при гармоничном сочетании фундаментальности знаний и деятельностно-компетентностного подхода в образовании;
- развитие инициативы, ответственности, самостоятельности, формирование высоких нравственных и гражданских качеств подрастающего поколения.
Задачи:
- установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- создание условий для существенной дифференциации содержания образования с оптимальными возможностями построения индивидуальных образовательных программ для реализации индивидуальных учебных планов;
- повышение мотивации учащихся к учебе, переход к системному обучению, использование инновационных технологий, направленных на поддержку интереса и активности школьников;
- обеспечение условий для реализации программы предпрофильного и профильного обучения на основе изучения потребностей общества, рынка труда;
- усиление практической направленности образовательного процесса, создание условий для успешной социализации учащихся;
- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, эффективная подготовка выпускников к освоению программ среднего и высшего профессионального образования;
- развитие принципов ученического самоуправления;
- формирование здорового образа жизни семьи;
- совершенствование системы дополнительного образования;
- повышение профессионального потенциала педагогов, формирование потребности в самообразовании, личностном самосовершенствовании;
- обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей;
- совершенствование работы с семьей и общественными организациями.
Методическая тема школы:
- Формирование развивающей образовательной среды как условие инновационного развития МОУ "Средняя общеобразовательная школа №10".
4. Содержание вариативно-индивидуального
школьного компонента
4.1. Цели и задачи образовательного процесса, определяющие содержание вариативно-индивидуального школьного компонента, формируются на основе анализа учебных проблем, выявленных в образовательном учреждении, приоритетов формирования современной модели образования при изучении социальных интересов и потребностей.
4.2. В начальной школе вариативно-индивидуальный школьный компонент направлен на:
· повышение качества обученности по предмету литература во 2 классе, с целью реализации программы по «Литературному чтению»;
· введение краеведческого курса по литературе во 2 «А», 2 «Д», 3 «А», 3 «Б», 3 «В» классах - «Литература родного края»;
· достижение уровня выше обязательного минимума в 3 «В» классе – «Занимательный русский язык», в 3 «Г» - «Занимательная лингвистика»;
· введение курса «Экология для младших школьников» во 2-х, 3-х, 4-х классах;
· развитие познавательных интересов в 2 «А», 2 «В» классах («Математическое путешествие»), в 2 «Г», 3 «Д», 4 «А», 4 «Б», 4 «Г» («Наглядная геометрия»), в 2 «Б», 3 «А», 3»Б», 3 «В», 3«Д» («Учимся решать задачи»), в 3 «Г» («Удивительный мир математики»), в 4 «В» («В царстве смекалки»), в 3 «А», 4«Б» («Школа юного математика»);
· введение курса «Познай свой край» в 4 «В» классе;
· введение курсов направленных на развитие логического мышления в 2 «А», 2«Б», 2 «В», 2»Г», 4 «А», 4 «Г» классах.
4.3. В основной школе вариативно-индивидуальный компонент позволяет учащимся 5-9 классов:
· овладеть обязательным уровнем по информатике, естествознанию, немецкому языку;
· развивать творческие и исследовательские способности учащихся по биологии, географии, физике, обществознанию, химии, информатике;
· раскрыть перед учащимися потенциал школьного образовательного пространства, востребованный на основной ступени обучения;
· организовать реализацию предпрофильных элективных курсов «Основы экономики и предпринимательства»; «Подросток и закон»; «Исследовательские задачи на стыке наук физики, химии, биологии»; «Главные вопросы экономики»; «Путь к себе»; «Мои первые шаги к профессии»;
4.4. С целью подготовки в основной школе к предпрофильному образованию в 5«В» и 6«В» классах развивающего обучения в соответствии с требованиями образовательного стандарта в учебный план включены:
- Естествознание. Физика. Химия,
- информатика и ИКТ.
В 7 «В» классе развивающего обучения в соответствии с требованиями образовательного стандарта в учебный план включены:
- информатика и ИКТ,
- химия;
- по физике апробируется учебный комплект авторов Н.М. Шахмаев, Ю.И Дик, А.В.
Бунчук.
Программа обучения 5 «В», 6 «В» и 7 «В» класса дает возможность учащимся на раннем этапе обучения (5-7 классы) ответственно подойти к выбору – предварительному самоопределению профилирующего направления собственной деятельности. Это является необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, и является основой введения предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. В течение учебного года в 5 «В» и 6 «В» классах предусмотрено изучение второго иностранного (немецкого) языка, элективных курсов «Слово о словах», «Нормы русского литературного языка», в 7 «В» классе - элективного курса «Исследовательские задачи на стыке наук физики, химии, биологии», индивидуально-групповых занятий – «Самые умные», «Решение текстовых задач с помощью уравнений».
4.5. Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью осознанного выбора для продолжения обучения с 10-го класса следующих профилей: физико-математический, социально-экономический, химико-биологический, оборонно–спортивный, информационно–технологический, лингво-гуманитарный.
В средней школе образовательный процесс, определяющий содержание вариативно-индивидуального школьного компонента направлен на:
· эффективное достижение целей профильного образования: социально- экономического обучения в 11 классе, которое ориентировано на индивидуализацию обучения с учетом реальных потребностей современного общества. Учебный план для 11-го класса основан на идее двухуровневого федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого учебные предметы представлены в учебном плане 1го-профильного 11 класса, либо на базовом, либо на профильном уровне; социально-экономический профиль на профильном уровне изучает математику, экономику, право, обществознание, географию.
При этом в учебном плане сохранена универсальная группа. Обучающиеся которой получают среднее (полное) общее образование на базовом уровне.
· развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся, способствующих в дальнейшем их профессиональному самоопределению.
4.6. Региональный компонент в учебном плане представлен предметами:
№ п/п |
Учебный предмет |
Количество часов |
Класс |
1. |
Информатика и ИКТ |
1. 1 |
5в, 6в, 7в, 8, 9, 11 |
2. |
Физическая культура |
2. 2 |
10, 11 |
3. |
Краеведение |
2. 1 |
6,7 |
В содержание образования предметов русский язык, литература, история, обществознание, окружающий мир, природоведение, физика, химия, биология, физическая культура, география включено изучение региональных особенностей Челябинской области в объеме 10% часов на каждый предмет.
4.7. На первой ступени обучения реализуется задача информатизации с 3-го класса по 4-й класс (инвариантная часть БУП).
На второй и третьей ступенях обучения реализуются программы элективных курсов:
· «Слово о словах»;
· «Русская словесность»;
· «Различные приемы быстрого счета»;
· «Роботостроение на основе конструирования перворобота NXT и RCX»;
· «Параметры в школьном курсе математики»;
· «Компьютерная графика»;
· «Основы экономики и предпринимательства»;
· «Подросток и закон»;
· «Химия в расчетных задачах»;
· «Исследовательские задачи на стыке наук физики, химии, биологии»;
· «Главные вопросы экономики»;
· «Путь к себе»;
· «Рукодельница»;
· «Мои первые шаги к профессии»;
· «Сетевые технологии».
и индивидуально-групповые занятия:
· «Нормы русского литературного языка»;
· «Русская словесность»;
· «Мой литературный край»;
· «Самые умные»;
· «Развитие синтаксической и пунктуационной грамотности»;
· «Погружение в английский язык»;
· «Язык твой – друг твой»;
· «Грамматические основы английского языка»;
· «Театр «В гостях у сказки»»;
· «Отработка вычислительных навыков»;
· «Решение занимательных задач в школьном курсе математики»;
· «Решение задач повышенной трудности»;
· «За страницами учебника математики»;
· «Решение текстовых задач с помощью уравнений»;
· «Занимательные задачи по математике»;
· «Умники и умницы»;
· «Проценты в нашей жизни».
Элективные курсы на ступенях основной и средней школы направлены на развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ; обеспечивают удовлетворительный познавательный интерес обучающихся в различных сферах человеческой деятельности; формируют навыки самостоятельной работы, приближения обучающихся к выбранному профилю будущей профессии.
Также для реализации поставленных целей предпрофильного и профильного обучения из ставки дополнительного образования ведутся курсы:
· «Легомания»;
· «Исследовательские задачи на стыке наук физики, химии, биологии»;
· «Клуб интеллектуалов»;
· «Введение в социологию»;
· «Исторические хроники»;
· «Основы бизнес- курса английского языка».