Организация образовательного процесса

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №10" 

г.Троицк, Челябинская область

 

 

Организация образовательного процесса

  Общая характеристика     образовательного процесса

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

в 2009-2010 учебном году

 

1. Общие сведения

1.1   Название общеобразовательного учреждения  - «Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10».

1.2   В первый класс принимаются дети 7-го или 8-го года жизни по усмотрению родителей. Обязательным условием приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября текущего года возраста 6 лет 6 месяцев.

1.3   Общий контингент обучающихся  942 человека, число классов  - 37 на 10.09.2009г.

 

Ступени обучения

Количество классов

Число обучающихся

1. Начальная школа(1- классы)         всего

                1-е классы                        

                2-е классы

                3-е классы

 

                4-е классы

 

19

6

 

4

5

 

4

 

480

156(1а-26чел.,1б-26чел.,1в-26чел.,1г-25чел., 1д-27чел., 1е-26чел.)

100(2а-25чел.,2б-25чел.,2в-25чел.,2г-25чел.)

128(3а-25чел.,3б-25чел.,3в-25чел.,3г-27чел., 2д-26чел.)

103(4а-23чел., 4б-24чел.,4в-24чел.,4г-25чел.)

2.Основная школа(5-9 классы)

                 5-е классы

                 6-е классы

                 7-е классы

                 8-е классы

                 9-е классы

17

4

4

3

3

3

435

97 (5а-24чел., 5б-24чел.,5в-25чел.,5г-24чел.)

105(6а-28чел., 6б-27чел.,6в-25чел.,6г-25чел.)

84 (7а-29чел., 7б-29чел., 7в-26чел.)

70 (8а-21чел., 8б-26чел., 8в-23чел.)

79 (9а-26чел., 9б-28чел., 9в-26чел.)

3.Средняя школа

                 10-е классы

                 11-е классы

1

-

1

27

-

27чел.

Итого

37

942

 

1.4. Школа осуществляет общеобразовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ 3-х ступеней:

1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года)

2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет)

3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года)

1.5. Школа работает по графику шестидневной рабочей недели с одним выходным днем, в две смены:

   1 смена –   8.00- 13.00(1а,б,в,г,д,е, 3а,г, 4в,г 5а,б,в,г, 6б,в, 7в, 9а,б,в, 11)

   2 смена –   14.00-19.00(2а,б,в,г, 3б,в,д, 4а,б 6а,г, 7а,б, 8а,б,в)

-   продолжительность академического часа составляет 40 минут;

-   продолжительность академического часа в 1 полугодии в 1–х классах составляет 35 минут;

-   расписание занятий предусматривает перерывы достаточной продолжительности для питания обучающихся:  1 перемена – 10 минут

                                                2 перемена – 20 минут

                                                3 перемена – 20 минут

                                                4 перемена – 10 минут

                                                5 перемена – 10 минут

-   спортивные секции, индивидуальные и групповые  занятия, элективные курсы и внеклассные мероприятия проводятся в течение недели во вторую смену и в субботу по графику (приложение №  1).

Дополнительное образование осуществляется на основе личностно-ориентированной направленности деятельности, удовлетворения интересов и потребностей учащихся.

1.6. Форма образования – очная.

В школе обучающимся предоставляется возможность использовать формы домашнего  обучения по индивидуальному учебному плану при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья.  

1.7. В школе реализуются следующие  образовательные программы:

·        начального общего образования - «Школа России» (под редакцией               А.А.Плешакова) (1«Б», 1«Г», 2«Б», 2«Г», 3«Б», 3«В» классы);

   -  «Система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова» (1«Д» класс);   

   -  «Школа 2100» (под редакцией Р.Н. Бунеева) (1«В», 3«Г», 4«А», 4«В», 4«Г» 

      классы);

   -  «Гармония» (под редакцией Н.Б. Истоминой) (1«А», 1«Е», 2«А», 3«А», 3«Д»,

      4 «Б» классы);

   -  «Перспектива» (под редакцией Л.Ф. Климанова)  (2 «В» класс).

·                основного общего образования, отвечающие требованиям базового уровня общеобразовательной подготовки учащихся,  и реализующие идею предпрофильного обучения. 

·                среднего (полного) общего образования, обеспечивающие компетентность учащихся, реализующие задачи профильного обучения в соответствии с требованиями образовательного стандарта,  способствующие  профессиональному и  гражданскому самоопределению выпускников.

1.8   Установлена обязательная нагрузка учащихся.  Максимальная нагрузка на учащихся соответствует требованиям областного базисного учебного плана.

Максимальная нагрузка на класс

:

 

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

Максимальная нагрузка

20

25

25

25

31

32

34

35

35

36

 

 2.Характеристика контингента.

 

2.1.  Из 156 учащихся 1-х классов не посещали ДОУ  9 человек, посещали – 147 человек.

    Прошли курсы подготовки «Школы будущего первоклассника» 62 ребёнка, что составило 40 % от общего числа поступивших в 1 класс детей.

    Диагностика школьной зрелости и эмоционально-волевой готовности к школе, проведённая в первые дни обучения, показала, что большинство первоклассников имеет средний и выше среднего уровень подготовленности к школьному обучению.

2.2.  Анализ успеваемости учащихся в 2008 – 2009 учебном году показал, что из 320 учащихся  2 - 4 классов закончили  учебный год:

·        на «отлично» - 26 человек, это 8,1%(в 2007 - 2008 учебном году – 37 человек, 13,3%);   

·        на «4 и 5» - 194 человека, это 60,6 % (в 2007 - 2008  учебном году – 151 человек, 54,3 %); всего на «5» и «4 и 5» - 220 человек, это 68,8 % (в  2007 - 2008 учебном году было 188 человек, 67,6 %).

Количество отличников в 2008 - 2009 учебном году снизилось на 5,2 %. Уровень качественной успеваемости вырос на 1,2 % по сравнению с 2007 – 2008 учебным годом. Абсолютная успеваемость составила 100 % (в  2007 - 2008 учебном году – 99,6 %).

2.3. Численность учащихся основной школы составила 435 человек. 4 человека окончили учебный год на «отлично», что  по сравнению с прошлым годом на 0,2% больше. На «4» и «5» учебный год окончили: 52% учащихся 6-х классов, 44% учащихся 7-х классов, 22% учащихся 8-х классов и 24% учащихся 9-х классов. Количество учащихся окончивших на «4» и «5» увеличилось на 8%. Высокая качественная успеваемость отмечается в классах развивающего обучения: 6 «В» классе - 92%, 7 «В» класс – 88%. 

Повышение качественной успеваемости по сравнению с прошлым учебным годом на 6% наблюдается у учащихся 8 «А» класса; на 1%  - у учащихся 9 «А» и  9 «Б» класса. По результатам качественной успеваемости следует выделить предметы, показатели которых не превышают 30% в 6-х классах - по русскому языку, в 7-х  – по математике, в 8-х  – по алгебре, геометрии, в 9-х – по алгебре, геометрии.

2.4.  Результаты опроса родителей обучающихся в основной общей школе свидетельствует о предпочтении следующих направлений образовательных потребностей:

 

№ п/п

Наименование образовательной области (направления)

% от количества опрошенных родителей

% возможного удовлетворения

Причины неудовлетворенности образовательных потребностей

1.

Математика: математика

информатика

 

53

21

 

100%

100%

 

 

2.

Филология:

иностранный язык

русский язык

 

17

31

 

100%

100%

 

3.

Естествознание:

физика

химия

биология

 

31

26

25

 

100%

100%

100%

 

4.

Обществознание:

история

 

7

 

100%

 

5.

Физическ. культура:

ритмика

хореография

 

31

41

 

40%

50%

 

Отсутствие кадров

Отсутствие кадров

 

92% учащихся имеют устойчивый познавательный интерес, желание учиться в школе. Наиболее успешно окончили предыдущий учебный год учащиеся, посещавшие индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы по математике, химии,  информатике, биологии, русскому языку.

 

2.5. Школа реализует выявленные  потребности  через индивидуальные, групповые занятия, элективные курсы. Индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы способствуют стабильной ориентации выпускников школы и успешному поступлению в вузы: биология и химия - УГАВМ (8 человек), Челябинская Медицинская академия (1 человек), информатика - ТАТК (16 человек), физика, математика и обществознание – ЧелГУ (20 человек), ЮУрГУ(11человек), Ейское ВВАКИУ(1 человек) и т.д.

 

2.6. Из 688 учащихся школы 584 (84%) имеют основную медицинскую группу для занятий физической культурой и спортом. Из общего числа детей:

121 чел. (18 %) – I группа

529 чел. (77 %) – II группа

  33 чел. (5 %) – III группа

Из хронических заболеваний преобладают:

- сердечно-сосудистые заболевания – 35  чел. –  5%

- желудочно-кишечные заболевания - 40 чел. – 6%

- инфекция мочеполовой системы  - 15 чел. – 2%

- лор. патология - 35 чел. – 5%

- заболевания нервной системы – 2 чел. – 0,2%

- заболевания дыхательных путей – 20 чел. – 3%

                             

3. Цели и задачи  учебно  - воспитательного процесса

 

 Цель:

- обеспечение высокого уровня качества образования при гармоничном сочетании фундаментальности знаний и деятельностно-компетентностного подхода в образовании;

- развитие инициативы, ответственности, самостоятельности, формирование высоких нравственных и гражданских качеств подрастающего поколения.

 

Задачи:

- установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- создание условий для существенной дифференциации содержания образования с оптимальными возможностями построения индивидуальных образовательных программ для реализации индивидуальных учебных планов;

- повышение мотивации учащихся к учебе, переход к системному обучению, использование инновационных технологий, направленных на поддержку интереса и активности школьников;

- обеспечение условий для реализации программы предпрофильного и профильного обучения на основе изучения потребностей общества, рынка труда;

- усиление практической направленности образовательного процесса, создание условий для успешной социализации учащихся;

- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, эффективная подготовка выпускников к освоению программ среднего и высшего профессионального образования;

- развитие принципов ученического самоуправления;

- формирование здорового образа жизни семьи;

- совершенствование системы дополнительного образования;

- повышение профессионального потенциала педагогов, формирование потребности в самообразовании, личностном самосовершенствовании;

- обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей;

- совершенствование работы с семьей и общественными организациями.

 

Методическая тема школы:

- Формирование развивающей образовательной среды как условие инновационного развития МОУ "Средняя общеобразовательная школа №10".

 

4. Содержание вариативно-индивидуального

 школьного компонента

4.1. Цели и задачи образовательного процесса, определяющие содержание вариативно-индивидуального школьного компонента, формируются на основе анализа учебных проблем, выявленных  в образовательном учреждении, приоритетов формирования современной модели образования при  изучении социальных интересов и потребностей.

4.2. В начальной школе вариативно-индивидуальный школьный компонент направлен на:

·        повышение качества обученности по предмету литература во 2 классе, с целью реализации программы по «Литературному чтению»;

·        введение краеведческого курса по литературе  во 2 «А», 2 «Д», 3 «А», 3 «Б», 3 «В» классах - «Литература родного края»;

·        достижение уровня выше обязательного минимума в 3 «В» классе – «Занимательный русский язык», в 3 «Г» - «Занимательная лингвистика»;

·        введение курса «Экология для младших школьников» во 2-х, 3-х, 4-х классах;

·        развитие познавательных интересов в 2 «А», 2 «В» классах («Математическое путешествие»), в 2 «Г», 3 «Д», 4 «А», 4 «Б», 4 «Г» («Наглядная геометрия»), в 2 «Б», 3 «А», 3»Б», 3 «В», 3«Д» («Учимся решать задачи»), в 3 «Г» («Удивительный мир математики»), в 4 «В» («В царстве смекалки»), в 3 «А», 4«Б» («Школа юного математика»);

·        введение курса «Познай свой край» в 4 «В» классе;

·        введение курсов направленных на развитие логического мышления в 2 «А», 2«Б», 2 «В», 2»Г», 4 «А», 4 «Г» классах.

4.3. В основной школе вариативно-индивидуальный компонент позволяет учащимся 5-9 классов:

·        овладеть обязательным уровнем по информатике, естествознанию, немецкому языку;

·        развивать творческие и исследовательские способности учащихся по  биологии, географии, физике, обществознанию, химии, информатике;

·        раскрыть перед учащимися потенциал школьного образовательного пространства,  востребованный на  основной ступени обучения;

·        организовать реализацию предпрофильных элективных курсов  «Основы экономики и предпринимательства»; «Подросток и закон»; «Исследовательские задачи на стыке наук физики, химии, биологии»; «Главные вопросы экономики»; «Путь к себе»; «Мои первые шаги к профессии»;

4.4. С целью подготовки в основной школе к предпрофильному образованию в 5«В» и 6«В» классах развивающего обучения в соответствии с требованиями образовательного стандарта в учебный план включены:

       - Естествознание. Физика. Химия,

       - информатика и ИКТ.

В 7 «В» классе развивающего обучения в соответствии с требованиями образовательного стандарта в учебный план включены:

        - информатика и ИКТ,

        - химия;

        - по физике апробируется учебный комплект авторов Н.М. Шахмаев, Ю.И  Дик,  А.В.

          Бунчук.

Программа обучения  5 «В», 6 «В» и 7 «В» класса дает возможность учащимся на раннем этапе обучения (5-7 классы) ответственно подойти к  выбору – предварительному самоопределению профилирующего направления собственной деятельности. Это  является необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, и является основой введения предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. В течение учебного года в 5 «В» и 6 «В» классах предусмотрено изучение второго иностранного (немецкого) языка,  элективных  курсов «Слово о словах», «Нормы русского литературного языка», в 7 «В» классе - элективного курса «Исследовательские задачи на стыке наук физики, химии, биологии», индивидуально-групповых занятий – «Самые умные», «Решение текстовых задач с помощью уравнений».

4.5. Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит  выпускника основной ступени перед необходимостью осознанного выбора для продолжения обучения с 10-го класса следующих профилей: физико-математический, социально-экономический, химико-биологический, оборонно–спортивный, информационно–технологический, лингво-гуманитарный.

В средней школе образовательный процесс, определяющий содержание вариативно-индивидуального школьного компонента направлен на:

·        эффективное достижение целей профильного образования: социально-       экономического обучения в 11 классе, которое ориентировано на индивидуализацию обучения с учетом реальных потребностей современного общества. Учебный план для 11-го  класса основан на идее двухуровневого федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого учебные предметы представлены в учебном плане  1го-профильного 11  класса, либо на базовом, либо на профильном уровне; социально-экономический профиль на профильном уровне изучает математику, экономику, право, обществознание, географию.

При этом в учебном плане сохранена универсальная группа. Обучающиеся которой получают среднее (полное) общее образование на базовом уровне.

·        развитие познавательных интересов,  творческих способностей учащихся, способствующих в дальнейшем их профессиональному самоопределению.

 

 

4.6. Региональный компонент в учебном плане представлен предметами:

№ п/п

Учебный предмет

Количество часов

Класс

1.

Информатика и ИКТ

1. 1

5в, 6в, 7в,  8, 9, 11

2.

Физическая культура

2. 2

10, 11

3.

Краеведение

2. 1

6,7

 

В содержание образования предметов русский язык, литература, история, обществознание, окружающий мир, природоведение, физика, химия, биология, физическая культура, география включено изучение региональных особенностей Челябинской области в объеме 10% часов на каждый предмет.

 

4.7. На первой ступени обучения реализуется задача информатизации с 3-го класса по 4-й класс (инвариантная часть БУП).

На второй  и третьей ступенях обучения реализуются программы элективных курсов:

·         «Слово о словах»;

·        «Русская словесность»;

·        «Различные приемы быстрого счета»;

·        «Роботостроение на основе конструирования перворобота NXT и RCX»;

·        «Параметры в школьном курсе математики»;

·        «Компьютерная графика»;

·         «Основы экономики и предпринимательства»;

·        «Подросток и закон»;

·        «Химия в расчетных задачах»;

·        «Исследовательские задачи на стыке наук физики, химии, биологии»;

·        «Главные вопросы экономики»;

·        «Путь к себе»;

·        «Рукодельница»;

·        «Мои первые шаги к профессии»;

·        «Сетевые технологии».

и индивидуально-групповые занятия:

·        «Нормы русского  литературного языка»;

·       «Русская словесность»;

·        «Мой литературный край»;

·        «Самые умные»;

·        «Развитие синтаксической и пунктуационной грамотности»;

·        «Погружение в английский язык»;

·        «Язык твой – друг твой»;

·        «Грамматические основы английского языка»;

·        «Театр «В гостях у сказки»»;

·        «Отработка вычислительных навыков»;

·        «Решение занимательных задач в школьном курсе математики»;

·        «Решение задач повышенной трудности»;

·        «За страницами учебника математики»;

·        «Решение текстовых задач с помощью уравнений»;

·        «Занимательные задачи по математике»;

·        «Умники и умницы»;

·        «Проценты в нашей жизни».

 

Элективные курсы на ступенях основной и средней школы направлены на развитие содержания одного из базовых  учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ; обеспечивают удовлетворительный познавательный интерес обучающихся в различных сферах человеческой деятельности; формируют навыки самостоятельной работы, приближения обучающихся к выбранному профилю будущей профессии.

Также для реализации поставленных целей предпрофильного и профильного обучения из ставки дополнительного образования ведутся курсы:

·        «Легомания»;

·        «Исследовательские задачи на стыке наук физики, химии, биологии»;

·        «Клуб интеллектуалов»;

·        «Введение в социологию»;

·        «Исторические хроники»;

·        «Основы бизнес- курса английского языка».

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт создан в системе uCoz