Памятки для учащихся
Научись управлять своим временем!
1.Определите цель .Если вы не знаете куда идете, то никогда не узнаете , дошли или нет. Поэтому, прежде всего , четко определите цель. Выполняя свою работу, задавайте себе вопрос: « Приближает ли меня то , что я делаю в данный момент, к достижению моей цели?»
2.Составьте план. Не старайтесь втиснуть в него все несделанное с начала года. Лучше наметьте два- три дела из тех, что давно откладывали.Выпишите на листок все важные дела на неделю, месяц, год и пусть они будут у вас перед глазами. Это очень важно. Планы, которые держатся в голове, легко отвергаются,а составленный письменно план имеет психологический эффект самомотивации к работе. Ваша активность становится более целенаправленной к работе. Кроме того , письменные планы обеспечивают разгрузку памяти.
3. Наметьте сроки. Это испытанный способ от разговора перейти к делу. Секрет соблюдения сроков прост: не откладывай на завтра то ,что можно сделать сегодня. «Завтра»- это отговорка лентяев. Решили- действуйте! Ваш девиз – «Сегодня!».Установив точные сроки выполнения дел, вы можете избежать нерешительности, промедления и откладывания дел.
4.Придумайте стимул. Он поможет сделать то , чего не хочется.
5.Начните с главного. Что именно для вас главное- самое срочное или самое важное – решите сами, заодно и установите очередность дел.
Предлагаем вам метод психолога Спенсера Джонсона, который помогает каждому желающему достигать лучших результатов. Хотите попробовать? Тогда — действуйте!
1. Я спокойно обдумываю, чего хочу (достичь, научиться, каким быть и т.п.) |
2. Я записываю свои цели от первого лица, в настоящем времени.
Пример: «Я лучше слушаю объяснения в классе, и теперь быстрее выполняю домашние задания» |
3. Я излагаю цели кратко — чтобы прочесть их всего за одну минуту |
4. Я стараюсь описать хорошие чувства, которые связаны с достижением цели.
Пример: «Я с радостью получаю четверку по математике» |
5. Я устанавливаю срок, когда цель будет достигнута.
Пример: «Я спокойно получаю «5» 13 декабря на контрольной работе по физике» |
6. Перечитывая цель, стараюсь пережить те хорошие чувства, которые связаны с ее достижением |
7. Я несколько раз в день выделяю 1 минуту, чтобы перечитать свои цели и чтобы понять, в чем мое поведение соответствует их достижению (что я реально делаю для их достижения) |
8. Если мои действия помогают достичь цели — ОТЛИЧНО! — я тут же проговариваю себе, что именно делаю правильно (или почти правильно) — запоминаю свои хорошие чувства по этому поводу — продолжаю с успехом, ставлю новые цели |
9. Если мои действия не соответствуют целям — ВНИМАНИЕ! — я честно и конкретно говорю себе, что именно сделано неверно — я чувствую свой промах. Чем хуже я себя чувствую, тем лучше усвою, что мне совсем не нужны такие действия. — Я хозяин своему поведению, я выбираю, как мне поступать — перенацеливаю свое поведение, уточняю цели |
Работа наших биологических часов
Время для ремесла. Лучшая работоспособность наших рук- между15-16 часами.
Часы для спорта – 13ч.30м.
Часы слабости, пониженного кровяного давления- между 4 и 5 часами.
Слепые часы.Хуже всего водители видят в 2 ч. Ночи.
Острое ощущение одиночества между 20 и 22 часами.
Школьникам хронобиологи советуют делать уроки с 16.30 до 18 часов.
Важные дела лучше планировать на период между 10-12 часами.
Нужно учитывать также и собственные биоритмы. Например,«жаворонки» просыпаются рано и наиболее активны в первой половине дня. У «сов» пик работоспособности приходится на вечер. А так называемые « аритмики» действуют по обстоятельствам.
Тестовая методика
«Определения типа человека по его биологическим часам»
1.Трудно ли вам вставать рано утром?
А)да
Б)иногда
В) очень редко
Г) нет
2.В какое время вы предпочли бы спать?
А) после часа ночи
Б)около 12 ночи
В) после 22 ч.
Г)до 22ч.
3.Какой завтрак вам больше по душе?
А) плотный
Б)не очень плотный
В)достаточно бутерброда
Г)достаточно чая или кофе.
4.Когда обычно происходят ваши конфликты?
А)в первой половине дня
Б)во второй половине дня
5.От чего вам легче отказаться?
А) от завтрака
Б) от ужина
6.Легко ли вам изменить привычки?
А)очень легко
Б)легко
В)трудно
Г)стараюсь их не менять вообще
7.Насколько раньше обычного вы ляжете спать, если утром вас ждут важные дела?
А)более чем на 2 часа
Б)на час
В)на полчаса
Г)как обычно
8.Насколько точны ваши внутренние часы? Засеките время, и когда , по вашему мнению пройдет минута, снова посмотрите на часы.
А)вы поторопились
Б)вы опоздали
Таблица для подсчета очков
Номера вопросов |
а |
б |
в |
г |
1 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
1 |
0 |
|
|
5 |
2 |
0 |
|
|
6 |
0 |
1 |
2 |
3 |
7 |
3 |
2 |
1 |
0 |
8 |
0 |
2 |
|
|
0-7 очков- вы «жаворонок»
8-13- «аритмик»
14-20- «сова»
следует помнить .что склонность к тому или иному типу поведения формируется под влиянием конкретных жизненных условий. Это зависит от его образа жизни. Более естественным для любого человека является режим « жаворонка».Поэтому, если вы причислили себя к разряду «сов» , постарайтесь постепенно перестроить режим дня в сторону утреннего типа. Сделать это не так трудно, как кажется. Достаточно перенести выполнение наиболее ответственной и напряженной работы с вечера на утреннее время. Стараться ложиться и вставать в одно и то же время.
Упражнение «Автобиография»
Инструкция для учащихся
Данная биография рассматривается как документ к портфолио, поэтому, отвечая на вопросы, используйте не односложные, а распространенные предложения, чтобы в итоге получился расширенный обзор авто-биографии.
План написания автобиографии
Фамилия, имя _______________________________
Родился(лась) (день, месяц, год, место рождения)
Образование (класс) _________________________
Информация о родителях, семье (кто родители, сколько детей в семье...)
1. Дошкольное детство
— Мое самое раннее воспоминание (что помню, сколько мне было лет) —
Друзья, домашние животные __________________
— Самое яркое воспоминание из дошкольного периода
— Чем увлекался(ась) в дошкольном возрасте, ходил ли в детский сад
— Любимые игрушки _________________________
— Детские мечты, желания ____________________
2. Школьная жизнь
— Первое впечатление о школе ________________
— Самое яркое событие, связанное со школой ___
— Кем я хотел(а) быть в 7–9 лет и почему _______
— Мой рост, вес, любимое блюдо, друзья, домашние животные
— Лучшее событие в моей жизни (описать событие, впечатления)
— Моя первая награда (какая награда и за что, впечатления)
— Полезные советы (выводы), полученные в результате жизненного опыта
— Самая памятная встреча ___________________
— Человек, оказавший на меня большое влияние
— Переломный момент в моей жизни (краткое описание)
— Отношения с родителями в детстве и в настоящее время
— Взаимоотношения с друзьями, ровесниками и другими людьми
3. К профильному обучению
— Интересы, любимые занятия ________________
— Над чем мне необходимо работать: личностные качества, знания и умения
— Любимые школьные предметы, разделы или темы — Предметы, которые мне нужны для овладения профессией _________________________________
— Мои профильные предметы _________________
— Мои успехи по этим предметам (олимпиады: где, когда, какой результат, творческие работы, рефераты и т.п.)
— Какими последними достижениями, открытиями в интересующей меня сфере я могу поделиться (например, в математике, в спорте...) _______________________
— Какие есть в этой области нерешенные вопросы, задачи
— Языки (какими и в какой мере владею) _______
4. Будущее
— Для чего я живу? __________________________
— Какую жизнь я считаю достойно прожитой (чем она должна быть наполнена)?
— Чего я хочу достичь в будущем: через год, через 5 лет, через 10 лет?
— В какое образовательное учреждение я хотел(а) бы поступить?
— Какие профессии привлекательны для меня? __
5. Ближайшие планы
— Чего я хочу достичь к концу второй четверти? _
— Что собираюсь сделать для достижения цели?_
— Как оценить, иду ли я к намеченной цели или отклоняюсь от нее?
— Как часто я проверяю (буду проверять), что мною сделано правильно, а где и в чем я отклоняюсь от цели?
Допустимо разделить все вопросы на обязательные и необязательные для ответов, выделив их определенным шрифтом.
Психологический климат в классе
Дружеские отношения – чрезвычайно важная способность человека, дающая ему возможность удовлетворить потребность в эмоциональных контактах, поддерживать и развивать чувство собственной ценности.Дружба предполагает не только взаимопомощь, но и внутреннюю духовную близость, доверие .
Иногда дети выбирают друзей, значительно отличающихся от них по складу характера. Импульсивный, общительный ребенок может выбрать в качестве близкого друга замкнутого и сдержанного ребенка.Хотя чаще всего дружеские отношения устанавливаются между детьми, имеющими достаточно много сходных черт характера и общих интересов.В каждом классе есть как популярные , так и непопулярные дети. На популярность среди светстников в среднем возрасте влияет умение сотрудничать, а так же отзывчивость при попытке завязаить знакомство.успехи в учебе, спорте, положительное отношение учителя к ребенку влияют на его популярность в группе. Наименее популярными в среднем возрасте являются дети , проявляющие агрессивность, а также излишне застенчивые дети.
Очень часто непопулярные дети имеют какие – либо особенности, отличающие его от сверстников, например , излишнюю полноту, плохое зрение или необычное имя.Высокий «рейтинг» ребенка в группе повышает его самооценку, улучшает возможности социальной адаптации и соответственно делает его еще более популярным. В ответ на отвержение ребенок может стать агрессивным, пытаясь добиться силой того, чего не может достичь убеждением.Застенчивый ребенок может стать жертвой насмешек и нападок со стороны других детей.Вынужденное одиночество, изоляция, собственная незначимость тяжело переживается любым человеком.
Хороший ли я друг?
Для того, чтобы оценить, насколько у ребенка развито умение устанавливать отношения между сверстниками , предлагается ответить на вопросы.
Опросник
1.Я очень быстро теряю друзей
2.Я частенько говорю обидные слова моим одноклассникам.
3.Часто мне кажется, что мне не с кем поговорить.
4.Я не всегда могу выслушать своего собеседника.
5.Я сам всегда решаю, что мы будем делать.
6.Если мне хочется с кем – нибудь подружиться, у меня нередко это не получается.
7.Меня часто можно уговорить делать то, что мне не очень хочется.
8.Я не всегда могу прийти на помощь человеку, которого обижают.
9.Считаю, что во мне много комплексов.
10.Если я не хочу быть одиноким, то я добъюсь этого любыми способами.
Первая встреча
Осознание ребенком тех качеств, которые необходимы для дружбы, создает у него мотивацию для их развития. С детьми полезно обсудить, что в первую очередь привлекает в человеке при первой встрече, а что отталкивает.
Можно предложить ответить на следующие вопросы.
Нравиться лт тебе, когда когда человек при первой встрече :
- смотрит тебе в глаза
- интересуется тобой
- ругается
- смотрит в сторону
- проявляет чувство юмора
- ведет себя искренно, не притворяется
- настаивает только на своем
- хмурится
- не слушает тебя, перебивает.
Хорошие качества
Стоит обсудить с детьми, какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить.Что важнее всего в твоем друге:
- с ним весело
- он добрый
- признает свои ошибки
- умеет хранить секреты
- хорошо ко мне относится
- надежный
- честный
- верный
Затем дети перечисляют те качества , которые они имеют и те, которые они хотели бы развить в себе.
Обсуждается такое выражение: «Людей привлекает в тебе то же самое, что и тебя привлекает в людях.»